БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ КРЕЩЕНИЕ: ОБ ОГЛАСИТЕЛЬНЫХ БЕСЕДАХ И НЕ ТОЛЬКО (по материалам сайта Православие.ру)
Современные крещаемые, кто они? Как правило, в храм приносят крестить младенцев, но встречаются и пришедшие креститься взрослые. Их намного меньше, чем детей. И за каждым редким случаем стоит чья-то жизнь с таинственным переплетением ее обстоятельств, чья-то живая судьба и чья-то твердая решимость. Что заставляет сделать такой судьбоносный шаг?
Условия допуска ко Крещению
К Крещению может быть допущен всякий, но при необходимом условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает Православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16: 16; Мф. 28: 19).
Отказ в допуске ко Крещению
«что препятствует мне креститься?» (Деян. 8: 36)
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
К числу препятствий к принятию Крещения относятся следующие ситуации.
Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви
Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви. Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.
Крещение детей
Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Поэтому условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и хотя бы одного из восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление), а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере: «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289).
Крещение детей родителей-христиан
Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием. «Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме» (124-е правило Карфагенского Собора).
О недопустимости Крещения взрослых без оглашения
В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28: 19, 20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство». Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает «каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации».
Что нужно для допуска ко крещению?
Если у Вас нет времени ходить на огласительные беседы в храм, можно самому подготовиться к Таинству крещения. Для этого необходимо:
1) осознанно прочесть огласительные беседы:
• первая огласительная беседа;
• вторая огласительная беседа;
• третья огласительная беседа;
2) прочитать одно из первых трех Евангелий (от Матфея, от Марка или от Луки);
3) выучить наизусть Символ веры;
4) придти на беседу со священником и быть готовым ответить на его вопросы.
Оглашенные (катехумены, греч. katechoumenos, «оглашенный», «получивший устное наставление») –христиане, получившие устное наставление в вере (оглашение), принявшие и усвоившие вероучение, приготовившиеся к принятию крещения и участию в таинствепричащения.
Оглашенный – кандидат к крещению. В древней Церквиоглашенными назывались христиане еще не принявшие крещение, но уже получившие наставление в вере. В отличие от «верных» или уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви… |
Читать полностью > |
Оглашение
Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.
Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.
В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни.
Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.
Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить») .
Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению).
Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.
Указанные этапы (миссия – оглашение – (Крещение) – научение (тайноводство)) могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина . Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Недопустимо и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.
Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения только тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения.
В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.
Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста.
В Определении Архиерейского Собора РПЦ 24-29 июня 2008 года указано, что развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности.