Палаевка. Казанская церковь

Село Палаевка — исконно мордовское село, расположенное на речках Дивеевке и Палаевке, основанное в 1694 году.

В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Палаевка — деревня казенная из 94 дворов Инсарского уезда. Название села связано с дохристианскими именами Чевтомас (Цифтамас) и Полай, которые были первопоселенцами, основателями населенного пункта. В актовом документе 1706 года сообщается: «Инсарского уезду деревня Чевтомасовы мордва Полайка Рузаев, Полайка Мелишев с товарищами всею деревнею в прошлом де 202 (1694) году били челом великому государю».

17 июня 1706 года царь Петр I подписал указ, которым Саранскому подъячему Андрею Исаеву предписывалось произвести размежевание спорных земель между татарами деревни Урледим, мордвой деревни Чевтомас, а также мордвой деревни Мураевка. Жители Чефтомаса Полайка Рузаев, Полайка Мелишев и Петрушка Семенов передвинули столбы-грани на смежных землях, покосах и других угодьях в свою пользу, иначе говоря, совершили самовольный захват чужой земли. Но, как видно из того же Указа, крестьяне деревни Чефтомаса еще 1694 году обращались к царю с челобитной, обосновывая свои права на упомянутую землю.

Следовательно, в 1694 году перечисленные выше деревни уже существовали. Со временем Мураваевка стала называться Муравьевкой, а Чефтомас — Цифтамасом и Палаевкой.

 К стати сказать слово «палай» в переводе на русский означает «целующийся, любитель целоваться».

На территории нынешней Палаевки когда-то располагались две деревни: Цифтамас и Палаевка. Шли годы, население росло, деревни совсем сблизились и слились. Слияние соседствующих населенных пунктов – дело распространенное.

По состоянию на январь 1762 года население Цифтомаса насчитывала 165 человек. По тем временам, это солидное селение.

Христианизация мордвы, как известно, шла медленно. В Чевтомасе многие жители носили языческие имена: Алемашка, Балдашка, Радайка, Несмейка, Тингайка и т.д. Палаевцы легко узнают в них фамилии своих земляков: Алемаев, Несмеев, Богдашкин и т.д. Но к 1762 году в Палаевке уже имелось несколько глав семей с христианскими именами: Николай, Тихон, Григорий, Тимофей…

Важнейшие события жизни тысяч палаевцев и жителей Мордовии связаны с храмом во имя Казанской иконы Божией Матери.

Деревянный храм был построен в 1868г. Достраивался храм по проекту Эренберга А. Е. (1863-1938), служившего в ту пору на месте архитектора Пензенской епархии.

В советские годы церковь являла собой укор забвению и запустению.

В Палаевке храм сохранился в лучшем состоянии, чем в соседних селах: Болдово, Инсар-Акшино, Архангельское-Голицино.

Постановлением Совета Министров Мордовской АССР №128 от 20.03.1981г. храм был отнесен к Памятникам архитектуры республиканского значения.

 Тем не менее, достояние республики: иконы и утварь, — были полностью утрачены. Без должной охраны все было растащено, поругано.

Когда палаевский колхоз приступил к работе над созданием музея боевой славы и трудовой славы, под него решено было приспособить деревянное здание местной церкви, которая с 1963 года не действовала.

Когда здание было отремонтировано, оно по просьбе верующих было возвращено им. 12 июля 1989 года она была открыта.

Настоятель  иерей Сергий Маслов.

Сайт прихода Казанской церкви:

http://palaevka.prihod.ru/

Комментирование запрещено